9.2. Текстовый процессор OpenOffice.org Writer

Текстовый процессор подобен текстовому редактору, однако, он обладает некоторыми дополнительными средствами форматирования, верстки и печати документов, причем вам не нужно помнить какие-либо теги или коды форматирования. OpenOffice.org Writer — мощный текстовый процессор, обеспечивающий режим форматирования WYSIWYG (сокращение от «what you see is what you get»), то есть, то, что вы видите в окне OpenOffice.org Writer при редактировании, есть в точности то, что вы получите при печати документа на принтере.

В OpenOffice.org документы создаются так же, как в других текстовых процессорах, которые вы, возможно, использовали ранее. Запустить OpenOffice.org Writer можно либо выбрав Приложения (Applications)Офис (Office)Текстовый процессор (Word Processor), либо из командной строки командой oowriter.

При запуске OpenOffice.org Writer создается пустой документ, в котором можно сразу начать ввод текста.

[Подсказка]Подсказка

Вы можете заметить, что при вводе текста OpenOffice.org Writer дописывает слова. Он угадывает слово, которое вы пишете, если оно использовалось в документе ранее. Это автоматически дополненное слово будет выделено. Чтобы принять предложенный вариант окончания слова, нажмите клавишу [Enter]. Если предложенный вариант слова вам не подходит, продолжайте писать нужное слово. Чтобы отключить автоматическое дописывание, выберите Сервис (Tools)Автозамена (Autocorrect). В появившемся диалоге выберите вкладку Дополнение слов (Word Completion) и щелчком мыши уберите галочку в квадратике рядом с опцией Дополнять слова (Enable Word Completion).

Чтобы создать в OpenOffice.org Writer новый файл:

  1. Либо выберите Файл (File)Создать (New)Текстовый документ (Text Document), либо щелкните по значку Создать (New) в верхней левой части окна (маленькая стрелка справа от значка позволяет выбрать тип создаваемого документа).

  2. Приступите к вводу текста.

На Рис. 9.1 показано окно OpenOffice.org Writer с набранным в нем текстом.

Текстовый процессор OpenOffice.org Writer

Рисунок 9.1. Текстовый процессор OpenOffice.org Writer

Чтобы открыть существующий файл:

  1. Выберите Файл (File)Открыть (Open), щелкните по значку в виде папки или нажмите комбинацию клавиш [Ctrl]-[O].

  2. Откроется окно просмотра файлов.

  3. Используя полосу прокрутки в правой части окна или перемещаясь по папкам и файлам при помощи кнопок со стрелками, найдите файл, который хотите открыть.

  4. Для открытия файла щелкните дважды по его имени или щелкните один раз и затем нажмите кнопку Открыть (Open).

Чтобы сохранить файл:

  1. Либо щелкните по значку в виде дискеты, либо выберите Файл (File)Сохранить (Save), либо выберите Файл (File)Сохранить как (Save As).

  2. Откроется окно, отображающее файловую систему. Если вы уже сохраняли этот файл ранее, это окно не появится, и больше ничего делать не нужно.

  3. Перейдите в каталог, в который хотели бы сохранить файл.

  4. В поле Имя (File name) введите имя файла.

  5. В выпадающем меню Тип файла (File type) выберите формат, в котором будет сохранен файл.

  6. Нажмите кнопку Сохранить (Save).

[Замечание]Замечание

Чтобы сохранить файл в формате, отличном от стандартного формата OpenOffice.org Writer (.odt), нужно выбрать тип файла в выпадающем меню Тип файла (File type). Если отметить пункт Автоматическое расширение (Automatic file name extension), OpenOffice.org Writer автоматически добавит после имени файла соответствующее расширение (например, .doc или .txt). Если вы не выберете тип файла, OpenOffice.org Writer сохранит файл в своем стандартном формате, даже если вы указали какое-либо другое расширение.

Чтобы сохранить файл в формате .pdf, выберите Файл (File)Экспорт в PDF (Export as pdf). Несмотря на то, что OpenOffice.org Writer может сохранять файлы в формате .pdf, с его помощью нельзя читать или редактировать такие файлы.

Чтобы распечатать документ:

  1. Щелкните по значку в виде принтера, или выберите Файл (File)Печать (Print), или нажмите комбинацию клавиш [Ctrl]-[P].

  2. Откроется окно, отображающее параметры настройки принтера.

  3. Выберите нужные параметры.

  4. Нажмите кнопку OK.

Для предварительного просмотра документа:

  1. Выберите Файл (File)Предварительный просмотр страницы (Page Preview).

  2. Откроется новое окно, в котором будет показан ваш файл.

  3. Проверьте документ. Для увеличения или уменьшения размера воспользуйтесь значками в виде лупы. Если документ содержит несколько страниц, воспользуйтесь значками, расположенными сверху слева.

  4. Из этого окна документ можно распечатать так же, как и из главного окна.

  5. Закончив проверку документа, нажмите кнопку Закрыть предварительный просмотр (Close Preview) — вы вернетесь в главное окно.

Чтобы изменить форматирование текста:

  1. Выделите текст, для которого надо изменить формат.

  2. Измените стиль текста с помощью Стилиста (Stylist).

  3. Или выберите параметры форматирования на панели инструментов, например, жирность, выравнивание, межстрочный интервал, цвет шрифта и так далее.

Чтобы добавить в документ список:

  1. Или выделите существующий текст, который хотите превратить в список, или переместите курсор на пустую строку в том месте, где должен начаться список.

  2. Щелкните или по значку Нумерация (Numbering), или по значку Маркеры (Bullets).

  3. Существующий текст автоматически превратится в список. Для нового текста после каждого элемента списка нажимайте клавишу [Enter].

  4. Для завершения списка нажмите клавишу [Enter] дважды.

Для форматирования страницы:

  1. Выберите Формат (Format)Страница (Page).

  2. Откроется окно с различными вкладками, содержащими параметры страницы. Во вкладке Страница (Page) можно изменить поля страниц.

  3. Выберите нужные параметры форматирования страниц.

  4. Чтобы изменения вступили в силу, нажмите кнопку OK.

Чтобы отменить изменения:

  1. Щелкните по значку Отменить (Undo), выберите Правка (Edit)Отменить (Undo) или нажмите комбинацию клавиш [Ctrl]-[Z].

  2. Если щелкнуть по стрелке справа от значка Отменить (Undo), появится список предыдущих действий. Выберите действие, которое хотите отменить, — будут отменены все действия, начиная с выбранного.

Автоматическая расстановка переносов при наборе текста

  1. Выберите Формат (Format)Абзац (Paragraph).

  2. В появившемся окне во вкладке Положение на странице (Text Flow) в разделе Расстановка переносов (Hyphenation) отметьте опцию Автоматический перенос (Automatically).

Автоматическая расстановка переносов в готовом тексте

  1. Выделите текст, щелкните правой кнопкой мыши, выберите пункт меню Абзац (Paragraph).

  2. В появившемся окне во вкладке Положение на странице (Text Flow) в разделе Расстановка переносов (Hyphenation) отметьте опцию Автоматический перенос (Automatically).